Завтра день постный
Великий пост 2020: правила и запреты, календарь питания по дням, кого освобождают от поста
После окончания развеселой Масленицы для православных христиан наступает Великий пост, строгие правила которого помогают верующим очиститься душевно и телесно, чтобы быть готовыми встретить воскресшего Христа. Великий пост, самый длительный и строгий в христианстве, предваряет главный праздник христиан — Светлую Пасху Христову (Светлое Христово Воскресение).
Когда в 2020 году начинается и заканчивается Великий пост
Даты начала и окончания Великого поста зависят от времени наступления Пасхи, которая для христиан, живущих по юлианскому календарю (которого придерживается и Русская православная церковь), в 2020 году наступает 19 апреля.
Великий пост длится 49 дней (шесть седмиц и Страстная седмица), поэтому его начало в 2020 году приходится на понедельник, 2 марта. Окончание Великого поста — в субботу, 18 апреля, в канун Пасхи.
История Великого поста
Очищение себя посредством поста, чтобы быть достойным радости наступления Пасхи, — это основной смысл ограничений, которые сознательно и добровольно накладывают на себя верующие. Но сам весенний пост имеет очень древние, еще дохристианские корни. Ограничение на употребление мяса в голодное весеннее время было основой выживания земледельческих народов, строгие табу помогали сохранить стада, а значит, выжить. Такие ограничения были приняты среди славян, поэтому христианская идея строгого Великого поста оказалась близка и понятна жителям Руси.
Правила и запреты Великого поста
Правила Великого поста предусматривают, в первую очередь, духовную подготовку к Пасхе. Это касается не только ограничений в питании, но и строгости в соблюдении моральных норм. Неотъемлемая часть поста — молитвы, дела милосердия, отказ от веселья и развлечений, отказ от злых мыслей и слов, а также от всего, что нарушает подготовку верующего к главному христианскому празднику.
Запреты Великого поста — продолжение правил и предписаний. Верующие на все время поста полностью отказываются от мясных и молочных блюд, а также яиц, и серьезно ограничивают себя в других продуктах. Супругам рекомендован отказ от физической близости. Порицаются мирские развлечения, к которым можно отнести бездумное проведение времени в Интернете, походы в кино и театр на комедии и т. д.
Разрешено посещение концертов духовной музыки, чтение богоугодных книг, использование Интернета для работы или для благих дел.
Что можно есть
Помимо запрета на мясное, молочное и яйца, в Великий пост есть и другие пищевые ограничения. Не рекомендуется есть то, что, будучи формально постным, имитирует запрещенные продукты, поскольку это извращает смысл поста как добровольного и сознательного самоограничения.
В Великий пост под запретом также рыба, ее можно есть всего три раза за все 49 великопостных дней. Это праздник Благовещения, который всегда отмечается 7 апреля, а также Лазарева суббота (в этот день принято есть рыбную икру, но рыба и морепродукты также разрешены) и Вербное воскресенье (11 и 12 апреля) . В эти три дня взрослым верующим разрешено выпить немного вина.
Важно помнить, особенно тем, кто постится в первый раз, что ограничения Великого поста — это не диета и не методика похудания. Пост — это маленький духовный подвиг христианина, поэтому без осознания сути ограничений, без молитвы и соответствующего настроя пост «не засчитывается».
Календарь питания в Великий пост
Календарь питания по дням в Великий пост 2020 года представлен в инфографике Федерального агентства новостей.
Самыми строгими являются первая и Страстная недели Великого поста. В первую неделю поста в понедельник рекомендован полный отказ от пищи (по самым строгим монастырским правилам такие же ограничения действуют и в первый четверг). В среду и пятницу рекомендовано сухоядение — холодная сырая пища без масла; в субботу и воскресенье разрешены горячая пища с растительным маслом. По более мягкому варианту поста в субботу и воскресенье разрешено вино, по более строгому — вино разрешается только в воскресенье.
Со второй по шестую недели Великого поста в понедельник, среду и пятницу рекомендовано сухоядение; во вторник и четверг разрешена горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также вино (по более строгим правилам вино можно только в воскресенье).
В Благовещение 7 апреля возможны праздничные послабления: горячая постная пища с растительным маслом, рыба, морепродукты и вино.
В Лазареву субботу (11 апреля) разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыбная икра (рыба и морепродукты) и вино.
В Вербное воскресенье 12 апреля разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба, морепродукты и вино.
В Страстную неделю с 13 по 18 апреля пост наиболее строгий. Понедельник и среда — сухоядение; вторник и четверг — горячая пища без масла. В Великую пятницу предписано полное воздержание от пищи. В Великую субботу разрешена горячая постная пища без масла (в более мягком варианте — с растительным маслом).
Пасха наступает в ночь на 19 апреля — с этого момента пост заканчивается и разрешается любая пища.
Великий пост и сексуальная жизнь
Ограничения Великого поста предусматривают отказ венчанных супругов от физической близости, причем запрет действует с начала Мясопустной недели (Масленицы) (в 2020 году это 24 февраля) до окончания Святой недели (первой недели после Пасхи — 26 апреля). Это более двух месяцев воздержания, что для многих супругов, особенно молодых, может оказаться непосильным.
При возникновении связанных с этим вопросов, духовники обычно рекомендуют супругам приходить к подобным решениям совместно, а мир и лад в семье ставить выше буквального соблюдения всех запретов.
При этом напомним — любой невенчанный брак в православии считается блудным сожительством. Так что вопрос о сексуальном воздержании в Великий пост решайте, исходя из соображений здравого смысла.
Кто освобождается от поста
Церковь допускает серьезные послабления во время Великого поста и даже отказ от его соблюдения в том, что касается еды, для детей (особенно маленьких), беременных, пожилых, больных, путешествующих, а также находящихся в местах лишения свободы. Послабления распространяются также на военнослужащих. Верующие получают разрешение на послабления или отказ от поста у своего духовника.
Если в религиозной семье к посту хотят приобщить детей, делать это нужно с осторожностью, не забывая о здоровье и здравом смысле. Врачи считают, что нельзя надолго лишать детей (особенно маленьких) молока и молочных продуктов; что касается мяса, то временный отказ от него для здоровья ребенка не опасен.
Детей лучше нацеливать на соблюдение духовной составляющей поста, а также на добровольный отказ от лакомств и развлечений.
2 мартаПн | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
3 мартаВт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
4 мартаСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
5 мартаЧт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
6 мартаПт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
7 мартаСб | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
8 мартаВс | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
9 мартаПн | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
10 мартаВт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
11 мартаСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
12 мартаЧт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
13 мартаПт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
14 мартаСб | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
15 мартаВс | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
16 мартаПн | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
17 мартаВт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
18 мартаСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
19 мартаЧт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
20 мартаПт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
21 мартаСб | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
22 мартаВс | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
23 мартаПн | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
24 мартаВт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
25 мартаСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
26 мартаЧт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная р |
Православный Церковный календарь 2020
Поста нет. Глас 2-й
Мч. Са́ввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).
Прп. Са́ввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII); прп. Алекси́я, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII); мч. Алекса́ндра Лионского (ок. 177); мчч. Пасикра́та и Валенти́на (228); мчч. Евсе́вия, Нео́на, Лео́нтия, Ло́нгина и иных (303); прп. Елисаве́ты Константинопольской, чудотворицы, игумении (V); прп. Фомы́ юродивого, Сирийского (546–560); свт. Симео́на (Стефа́на) Трансильванского, митрополита (1656) (Румын.); сщмч. Бра́нко Добросавлевича, пресвитера (1941) (Серб.).
Мч. Се́ргия Архангельского (1938).
Икона Божией Матери: Молченская (1405).
В четверг, св. апостолам
Тропарь в четверг, св. апостолам, глас 3
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы святые, умолите милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.
Кондак в четверг, св. апостолам, глас 2
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й;/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не све́дый серде́чная.
Перевод: Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.
показать всеВ четверг, святителю Николаю
Тропарь в четверг, святителю Николаю, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак в четверг, святителю Николаю, глас 3
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Перевод: В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.
Мученику Савве Стратилату
Тропарь мученику Савве Стратилату, глас 5
Земна́го са́на по́яс оста́вив и по́чести, страда́льче,/ пред мучи́телем, льсти́вым царе́м,/ Христа́ Бо́га су́ща испове́дал еси́,/ и Того́ ра́ди мно́га страда́ния подъя́л еси́, сла́вне./ Те́м прекра́сным побе́ды венце́м увя́злся еси́/ от Царя́ всех ца́рствующаго,/ с Небе́сными во́и све́тло преукра́шен./ Предстоя́ Тому́, Са́вво,// моли́, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Оставив почести и сняв с себя земные регалии - пояс воеводы, страдалец, перед мучителем, искусителем царем, ты исповедал Христа истинным Богом (1Ин.4:15) и ради Него претерпел многие страдания, достойный славы. Потому ты увенчался прекрасным венцом победы от Царя всех царствующих (1Тим.6:15)
Кондак мученику Савве Стратилату, глас 4
Непобеди́мый я́влься, стратила́т,/ ва́рварския ко́зни победи́л еси́/ и, страда́льчествовав, сла́вне, тверде́йши,/ мно́жество враго́в неви́димых побори́л еси́,/ те́мже вене́ц испле́л еси́ побе́ды./ О нас моли́ Христа́, Са́вво всеблаже́нне,// ве́рою почита́ющих тя.
Перевод: Ты был непобедимым воеводой, языческие козни победил и, стойко претерпев мученичество, достойный славы, победил множество невидимых врагов (Еф.6:12), потому и сотворил себе венец победы. Моли о нас Христа Бога, Савва преблаженный, с верой почитающих тебя.
Преподобным Савве и Алексию затворнику, Печерским
Тропарь преподобным Савве и Алексию затворнику, Печерским , глас 3
Преблаже́ннии и Богоно́снии отцы́ на́ши Са́вво и Алекси́е,/ я́ко стяжа́вшии дерзнове́ние ко Го́споду/ равноа́нгельным свои́м житие́м,/ его́же ра́ди обогати́ Христо́с/ нетле́нием и чудесы́ мо́щи ва́ша,/ мо́лим вас приле́жно:/ испроси́те душа́м на́шим очище́ние// и ве́лию и бога́тую ми́лость.
Перевод: Преблаженные и Богоносные отцы наши Савва и Алексий, как приобретшие дерзновение ко Господу своей, подобной ангельской, жизнью, из-за которой обогатил Христос нетлением и чудесами мощи ваши, молим вас усердно: испросите очищение для наших душ и великую и богатую милость.
Кондак преподобным Савве и Алексию затворнику, Печерским, глас 4
Бога́тство благода́ти и сыноположе́ния стяжа́сте/ мно́гими по́двиги и доброде́тельми,/ и́хже ра́ди Христо́с всели́ ду́ши ва́ша/ в Небе́сныя селе́ния Своя́,/ дарова́в благода́ть нетле́ния/ и чуде́с моще́м ва́шим,/ сего́ ра́ди вопие́м вам:/ ра́дуйтеся, Са́вво и Алекси́е,// лико́в и́ноческих похвале́ и украше́ние.
Перевод: Вы заслужили богатство благодати и усыновления (Рим.8:14-15) многими подвигами и добродетелями, за которые Христос поселил души ваши в Небесные селения Свои, даровав благодать нетления и чудес мощам вашим, потому взываем к вам: «Радуйтесь, Савва и Алексий, монашеского чина честь и украшение».
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Молченской»
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Молченской»
Дне́сь све́тло красу́ется сла́вный гра́д Москва́ и в Пути́вле ликова́ние ве́лие, я́ко честву́ют, Богома́ти, ди́вную ико́ну Твою́, ме́дом благода́ти все́х напоя́ющую.
Перевод: Сегодня светло радуется славный город Москва и в Путивле торжество великое, так как они чествуют, Богоматерь, удивительную икону Твою, дающую всем утолить духовную жажду медом благодати.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Молченской»
Притеце́м, лю́дие, к Влады́чице на́шей Де́ве Богоро́дице, ико́ну бо Свою́ Молче́нскую на́м дарова́, то́ки исцеле́ний источа́ющую, вся́кую по́мощь в душе́вных и теле́сных неду́зех подаю́щую и к жи́зни ве́чной приводя́щую.
Перевод: Прибегнем, люди, к Владычице нашей Деве Богородице, поскольку Она даровала нам Свою икону Молченскую, источающую потоки исцелений, подающую всякую помощь в душевных и телесных болезнях и приводящую к вечной жизни.
(Деян.8:26–39; Ин.6:40–44)
Св. Филипп спрашивает каженика: «разумеешь ли, что читаешь?» Тот ответил: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян.8:30–31) Как часто испытывают то же читающие слово Божие и отеческие писания! Читаемое не вмещается в голове; ум не может внять тому и обнять то, словно речь идет о чем-то чуждом ему, о предметах из неведомой области. Вот тут и нужен толковник, знакомый с тем, о чем слово. У св. Филиппа был тот же дух, который давал и пророчества, и ему нетрудно было растолковать, что затрудняло каженика.
Так и для нас теперь: надо найти человека, который стоял бы на той степени жизни и ведения, какой касается затрудняющее нас писание, и он растолкует то без затруднения, потому что кругозоры духовные у каждой степени свои. Стоящий на низшей степени не все видит, что видит стоящий на высшей, и только может гадать о том. Случись, что невместимое для нас Писание касается предметов высшей степени, а встреченный нами толковник стоит на низшей, то он нам не разъяснит того как следует, а будет все применять к своему кругозору, и дело останется для нас по-прежнему темным.
Дивиться надобно, как берутся толковать о предметах Писания люди, совсем чуждые той области, к которой принадлежат те предметы. И выходит у них все не как следует; выситься же своими толкованиями они не забывают.
Как-то один неверующий молодой человек насмешливо отозвался в присутствии христианина о достоверности Библии: мол, авторство отдельных ее частей окончательно не установлено.
Христианин сказал ему:
– Назови мне, пожалуйста, автора таблицы умножения.
Молодой человек задумался, а потом признался, что автор ему неизвестен.
– Не глупо ли с твоей стороны верить в правильность таблицы умножения и пользоваться ею, если ты не знаешь, кто ее составил? – спросил христианин.
Основы православия
Тема 126. Вторая заповедь Нового Завета: Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
По словам свт. Иоанна Златоуста, «плакать» – значит, с одной стороны, «постоянно памятовать о своих грехах», а с другой, «непрестанно измерять то пространство пути», на какое мы отстоим от Царства Небесного».
В этой заповеди говорится о плаче как состоянии души, а не о слезливости, как проявлении эмоций. Плач – внутреннее состояние души, а слезы – лишь его внешнее проявление. Прп. Авва Дорофей: «Не плач происходит от слез, а слезы от плача». Не всякий плач является добродетелью, есть плач чувственный, а есть благодатный, которые невозможно вызвать искусственно, т.к. он имеет источником божественную благодать, а не психику.
Слово «плачущие» в данной заповеди может иметь три значения:
– Скорбящие о своих грехах, имеющие слёзы покаяния (может быть как внутреннее чувство, так и физические слёзы). Такой плач есть обращение к Богу о помощи в духовной жизни. На более высоком уровне (нужно ещё дорасти до такого уровня) – о потерянном духовном состоянии в результате совершённого греха – потери благодати Божией.
– Сопереживающие чужому горю, страданиям; отзывчивые. Апостол Павел призывает: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим.12:15). Это исполнение заповеди о любви к ближним, слезы о чужом горе помогают нашей душе не очерстветь.
– Скорбящие об усопших. Любовь рождает плач о грехах(!) усопшего, молитву и дела милосердия за него, через что Бог дарует умершему благодать. Пример такого плача явила нам св. блаженная Ксения Петербургская.
Подробнее см. Плач.
Случайный тест
1 январяСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
2 январяЧт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
3 январяПт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
4 январяСб | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
5 январяВс | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
6 январяПн | Рождественский сочельник Запрещается принимать пищу до появления на небе первой звезды. В этот день принято сухоядение (потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). Традиционное блюдо – сочиво (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). |
7 январяВт | Рождество Христово Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
8 январяСр | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
9 январяЧт | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
10 январяПт | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
11 январяСб | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
12 январяВс | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
13 январяПн | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
14 январяВт | Обрезание Господне Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
15 январяСр | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
16 январяЧт | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
17 январяПт | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
18 январяСб | Крещенский сочельник Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
19 январяВс | Богоявление. Крещение Господне Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
20 январяПн | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
21 январяВт | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
22 январяСр | Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. |
23 январяЧт | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
24 январяПт | Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. |
25 январяСб | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
26 январяВс | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
27 январяПн | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
28 январяВт | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
29 январяСр | Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. |
30 январяЧт | Поста нет – разрешается употребление любой пищи. |
31 январяПт | Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. |
1 мартаВс | Пища без мяса – запрещается только мясо; можно кушать растительную пищу, молочную продукцию, яйца, рыбу. |
2 мартаПн | Полное воздержание от пищи – высшая степень строгости поста, отказ от употребления пищи. |
3 мартаВт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
4 мартаСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
5 мартаЧт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
6 мартаПт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
7 мартаСб | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
8 мартаВс | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
9 мартаПн | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
10 мартаВт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
11 мартаСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
12 мартаЧт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
13 мартаПт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
14 мартаСб | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
15 мартаВс | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
16 мартаПн | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
17 мартаВт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
18 мартаСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
19 мартаЧт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
20 мартаПт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
21 мартаСб | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
22 мартаВс | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
23 мартаПн | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
24 мартаВт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
25 мартаСр | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
26 мартаЧт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
27 мартаПт | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
28 мартаСб | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
29 мартаВс | Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. |
30 мартаПн | Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. |
31 мартаВт | Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). |
Православные посты в феврале 2020 года: правила питания по дням
Внимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.
|
| ||||
| |||||
|
Внимание! Ниже размещены правила питания для монахов. Они более жесткие, чем для мирян – обычных людей и содержат шесть степеней поста. В современной монастырской практике возможно смягчение некоторых норм питания.
| |||||
|
| ||||
| |||||
Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
| Двунадесятые переходящие праздники
Двунадесятые непереходящие праздники
Великие праздники
Многодневные постыОднодневные посты
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
Церковные памятные даты
|
Церковный календарь — Православный медиапортал ORTHODOXY.MSK.RU
Сокращения:
Праздники выделены красным цветом.
Дни особого поминовения усопших выделены черным цветом.
Постные дни* выделены цветом фона.
Пища без мяса
Рыба, горячая пища с растительным маслом
Горячая пища с растительным маслом
Горячая пища без растительного масла
Холодная пища без растительного масла, неподогретое питьё
Воздержание от пищи
*Уважаемые Братия и Сёстры!
Помните — пост это не диета и не простое воздержание от пищи скоромной, а Благодатная помощь нам в деле спасения души!!!
Степень «строгости» поста Вам очень желательно обсудить лично, со своим духовным отцом, дабы не наложить на себя пост непомерный и не впасть в различные искушения в дни поста.
Поститесь постом приятным!
Подробнее о Постах и Праздниках… Непереходящие праздники:
7 января — Рождество Христово (двунадесятый)
14 января — Обрезание Господне (великий)
19 января — Крещение Господне (двунадесятый)
15 февраля — Сретение Господне (двунадесятый)
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22 мая — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12 июля — Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19 августа — Преображение Господне (двунадесятый)
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27 сентября — Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
9 октября — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы (великий)
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19 декабря — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Переходящие праздники:
*Указаны даты для 2020 года.
02 февраля — Неделя о Закхее-мытаре
09 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских
09 февраля — Неделя о мытаре и фарисее
16 февраля — Неделя о блудном сыне
23 февраля — Неделя о Страшном Суде
01 марта — Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
08 марта — Торжество Православия
15 марта — Неделя 2-я Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского
22 марта — Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
29 марта — Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника
05 апреля — Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской
11 апреля — Лазарева суббота (суббота 6-й седмицы Великого поста)
12 апреля — Вход Господень в Иерусалим (двунадесятый)
13 апреля — Великий Понедельник
14 апреля — Великий Вторник
15 апреля — Великая Среда
16 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря
17 апреля — Великая Пятница. Распятие Христа
18 апреля — Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
19 апреля — Воскресение Христово. Пасха
26 апреля — Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения ап. Фомы
03 мая — Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
17 мая — Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
24 мая — Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
28 мая — Вознесение Господне (40-й день по Пасхе, двунадесятый)
31 мая — Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцев I Вселенского Собора
07 июня — Пятидесятница. День Святой Троицы (50-й день по Пасхе, двунадесятый)
08 июня — День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице)
14 июня — Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых
21 июня — Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших
Дни особого поминовения усопших
*Указаны даты для 2020 года.
22 февраля — Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
14 марта — Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
21 марта — Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
28 марта — Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
28 апреля — Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09 мая — Поминовение усопших воинов
06 июня — Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
07 ноября — Димитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)
Дата ПАСХИ рассчитывается по формуле Гаусса.
a = [(19 * [Y / 19] + 15) / 30], где Y — год, [] — остаток от деления;
b = [(2 * [Y / 4] + 4 * [Y / 7] + 6 * a + 6) / 7];
Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b — 9) апреля старого стиля, в противном случае — (22 + a + b) марта старого стиля.
Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю (от 4 апреля до 8 мая по новому стилю).
Православный пост — что это?Пост для православного человека — это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.
Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и тогда, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста.
3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.
5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни — Агиасмы — крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы — Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фарисея» («неделя» по-церковнославянски означает «воскресенье»). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник — пища с маслом, среда, пятница — холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в «Неделю мясопустную» — воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу — сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы — прощеное воскресенье. Этот день еще называют «Неделей сыропустной».
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу — холодная пища без масла, вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг — пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) — сплошная — скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом — сплошная.
2. Петров или Апостольский пocт.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни — рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу — горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница — дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница — холодная пища без масла, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.
4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня — сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.
4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня — сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.
Данная страница подготовлена по материалам сайтов:
http://calendar.lenacom.spb.ru
http://days.pravoslavie.ru
Какой завтра праздник
Список праздников России на завтра ознакомит с торжественными событиями и памятными датами. В него включены государственные, профессиональные, международные, народные, церковные (православные), необычные праздники, которые отмечаются в стране в этот день. Вы сможете выбрать событие по душе и весело отметить его, поздравить друзей и близких людей, ознакомиться с его историей и традициями.
🗓 Сегодня, 8 мая 2020 года, пятница – предпраздничный рабочий день в России с сокращенным рабочим временем на 1 час.
В России отмечается 15 праздников
Ближайшие выходные: 9 мая, сб – 11 мая, пн (3 дня).
Праздники завтра
Завтра, 8 мая, в России отмечается 15 праздников, в том числе 1 международный и 2 профессиональных.
Именины отмечают Василий, Марк, Сергей, Ника.Православные праздникиАпостола и Евангелиста Марка (Иоанна)
Преподобного Сильвестра Обнорского
Подробнее о православных праздниках завтра
Этот праздник посвящен памяти апостола от 70 Марка Александрийского, Евангелиста, епископа.
В народе верят, что этот святой хранит ключи от неба, способен отмыкать его и впускать дождь на землю. Ему молятся, чтобы он не допустил засухи. По народным приметам три обильных дождя в мае приведут к хорошему урожаю.
В этот день принято кормить птиц, которые возвращаются с теплых стран голодные и уставшие.
Звездное небо и теплый вечер предвещает хороший урожай хлеба.
Приметы
- Высокая и яркая радуга в этот день – к хорошей погоде, низкая и бледная – к ненастью.
- Дождь в этот день говорил о том, что хорошо уродится рожь.
- Если птицы летят на конопляник, будет урожай конопли.
- Кукушка в этот день кукует – больше морозов не будет.
- Ясная погода – примета к тому, что лето жарким будет.
Больше народных примет на 8 мая
События в этот день- 1712 столица России перенесена из Москвы в Санкт–Петербург.
- 1791 в России впервые исполнен гимн «Гром победы, раздавайся!» композитора О. Козловского на слова Г. Державина.
- 1826 вышел рескрипт Николая I управляющему Министерством внутренних дел В. С. Ланскому о необходимости взять подписку от всех чиновников и служащих дворян о непринадлежности к тайным обществам.
- 1909 в Москве открывается памятник Н. В. Гоголю работы скульптора Андреева
- 1910 в Санкт–Петербурге началась первая в России международная неделя авиации.
- 1929 впервые в СССР проведено опрыскивание лесов и полей ядохимикатами
- 1945 установлен Праздник Победы (празднуется 9 мая)
- 1965 указы Президиума Верховного Совета СССР – об утверждении Положения о почётном звании «Город–Герой», о присвоении Брестской крепости почётного звания «Крепость–Герой»; о вручении ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» городам–героям Волгограду, Севастополю и Одессе, медали «Золотая Звезда» городам–героям Ленинграду и Киеву
- 1967 открытие мемориального архитектурного ансамбля «Могила Неизвестного Солдата».
- 1984 национальный Олимпийский комитет СССР принял решение о бойкоте летних Олимпийских игр в Лос–Анджелесе. Решение обосновывалось угрозами насилия по отношению к советским спортсменам, хотя на самом деле было чисто политическим решением в ответ на бойкот Олимпиады в Москве в 1980 году.
- 1997 в Санкт–Петербурге открывается первый в стране музей подводного флота России имени легендарного моряка–подводника Героя Советского Союза Александра Маринеско.
Вадим Галыгин (1976)
Белорусский и российский шоу-мен, актер, телеведущий и продюсер
Энрике Иглесиас (1975)
Испанский певец, актер и продюсер
Валерий Тодоровский (1962)
Российский кинорежиссер, сценарист и продюсер
Юрий Мамин (1946)
Советский и российский режиссер театра и кино, сценарист, телеведущий
18 апреля 2020 - Православный Церковный календарь
(Рим.6:3–11; Мф.28:1–20)
Господь спит во гробе телом, душою же сошел Он в ад и находящимся там духам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча.
Когда же снисшел Господь – все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай – только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большего совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.
Визит Бога
Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, как вдруг, прямо накануне праздника, приснилось ему, как будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий, говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко Мне, Я приду к тебе в этот день».
Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто Сам Господь ко мне пожалует?» – думал он.
Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения и как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил:
– Почему ты плачешь?
– У меня сегодня порвались ботинки, и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, новые купить не сможем…
Тогда сапожник успокоил мальчика:
– Давай мне ботинки, я починю тебе их.
Через некоторое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в починенных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил приготовления.
Наступил вечер. Пришла к нему бедная женщина и говорит:
– Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить мне нечем. Но ходить без сапог теперь нельзя – холода наступили…
Сапожник только улыбнулся и сказал:
– Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай! – И отдал их женщине, ничего не потребовав.
Наступила ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал Гостя. Сапожнику хотелось спать. Приуныв от бесплодного ожидания, он стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали.
Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал:
– Пусти меня переночевать. Я весь день в пути, устал и озяб, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает…
Сжалился сапожник над ним и пустил в дом, уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу. И вот, отходя ко сну, он подумал про себя: – «Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что Он так и не явился ко мне сегодня… Видно, Он не удостоил меня чести справить с Ним этот великий праздник», – с такими невесёлыми мыслями и уснул сапожник.
И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит:
– Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты Меня радушно принимал.
Основы православия
Тема 108. О содержании Символа веры.
Кого из лиц Святой Троицы можно именовать Вседержителем? Афанасиев Символ веры: Отец – Вседержитель, Сын – Вседержитель, Дух Святой – Вседержитель; впрочем, не Три Вседержителя, но Един Вседержитель. Вспомним вечернее молитвенное правило: Вседержителю, Слово Отчее…
Как понять: сидяща одесную (справа от) Отца? У Бога нет ни левой, ни правой стороны, Он наполняет всё Собою, потому что мир видимый пространственно ограничен, а Бог предела не имеет. Это выражение следует понимать так, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом (как Бог) и имеет высочайшее достоинство, как Человек.
Почему седяща, а не стояща (как в Деян.7:56, где подчёркивается поддержка первомученика Стефана Христом)? В Символе веры подчёркивается, что Христос уже совершил наше спасение (искупление).
Что значит Господа животворящего? Самобытного – имеющего причину бытия в Самом Себе (Он – Сама Жизнь), являющегося источником бытия для всего сотворенного Им. Самобытность Христа, как Бога, отмечается на иконах греческим словом ὁ ὤν, вписанным в Его нимб.
Кто из людей упоминается в Символе веры? Дева Мария и Понтий Пилат. Префект упоминается для того, чтобы подчеркнуть историчность казни Спасителя.
Говорит ли Символ веры о том, сколько раз можно принимать Таинство Крещения? Да, единожды. Едино Крещение переводится как единственное. Даже, если Таинство Крещения совершено не полным погружением, оно считается совершённым.
11 апреля 2020 - Православный Церковный календарь
Лазарева субботаВ субботу, всем святым
Тропарь в субботу, всем святым, глас 2
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!
Кондак в субботу, всем святым, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
показать всеВ субботу, за умерших
Тропарь в субботу, за умерших, глас 2
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.
Кондак в субботу, за умерших, глас 6
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.
Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
В Лазареву субботу
Тропарь в Лазареву субботу, глас 1
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
Кондак в Лазареву субботу, глас 2
Всех ра́дость Христо́с, и́стина, свет,/ живо́т, и ми́ра воскресе́ние,/ су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию,/ и бысть о́браз воскресе́ния,// всем подая́ боже́ственное оставле́ние.
Перевод: Христос, всем радость, истина, свет, жизнь миру, воскресение, на земле живущим явился по Своей благости и стал образом воскресения, всем подавая Божественное прощение.
Праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому
Тропарь праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому, глас 4
Я́ко вели́ко сокро́вище и бога́тство некрадо́мо/ к нам прии́де из Ки́пра, Ла́заре,/ Про́мыслом всех Бо́га, повеле́нием царя́ благочести́ва,/ подая́ чту́щим тя исцеле́ния да́ром,/ избавля́я от бед и от вся́каго вре́да,/ ве́рою взыва́ющих ти:// спаси́ всех моли́твами свои́ми, Ла́заре о́тче наш.
Перевод: Как великое сокровище и богатство, которое невозможно украсть, к нам пришел ты с Кипра, Лазарь, Божиим Промыслом и повелением благочестивого царя, подавая почитающим тебя дары исцелений, избавляя от несчастий и от всяческих бедствий, с верой взывающих к тебе: «Спаси всех молитвами своими, Лазарь, отче наш».
Кондак праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому , глас 8
Взы́де, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ от Ки́пра честны́я мо́щи твоя́, Ла́заре,/ Ца́рствующий град освяща́ющи и христолюби́ваго царя́ веселя́щи/ и лю́ди своя́ обогаща́ющи,/ тобо́ю благода́ть исцеле́ния подаю́щи, ве́рно зову́щим ти:// ра́дуйся, Ла́заре, дру́же Бо́жий.
Перевод: Как преяркая звезда восходит на небе, так появились с Кипра почитаемые мощи твои, Лазарь, освящающие царствующий город [Константинополь], радующие преданного Христу царя и всех верующих обогащающие, подающие через тебя благодать исцеления, с верою призывающим тебя: «Радуйся Лазарь, друг Божий».
Молитва праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому
О, зело́ преди́вный и изря́дный дру́же Христо́в святы́й пра́ведный Ла́зарю, Вифа́нии похвало́ и всей вселе́нней превели́кое удивле́ние! Благослове́н дом твой, его́же Госпо́дь наш Иису́с Христо́с во днех пло́ти Своея́ с любо́вию посеща́ше, ви́дя ве́ру и добро́ту души́ твоея́ и боголюби́вых сесте́р твои́х Ма́рфы и Мари́и, зане́ ты возлюби́л еси́ Его́ всем се́рдцем твои́м, все́ю душе́ю твое́ю, все́ю мы́слию твое́ю и Тем до конца́ возлю́блен был еси́. Ди́вны та́йны твоя́, на тебе́ Боже́ственным Дру́гом твои́м и Го́сподом на́шим явле́нныя, я́ко изво́лися Ему́ пре́жде Креста́ Своего́ и Воскресе́ния показа́ти на тебе́ всему́ ми́ру сла́ву Свою́ и сотвори́ти тя предвозве́стника пресве́тлаго Своего́ из ме́ртвых тридне́внаго Воскресе́ния. Сего́ ра́ди Той, я́ко Влады́ка живота́ и сме́рти, попусти́ тебе́ сме́ртным сном усну́ти, и погребе́ну бы́ти, и да́же до а́довых глуби́н сни́ти, иде́же ты узре́л еси́ су́щия от ве́ка уме́ршыя во мно́жестве неисче́тном а́довыми у́зами содержи́мыя, и стра́шные стра́хи ви́дел еси́. И та́мо, егда́ те́ло твое́ возсмерде́нию сме́ртному уже́ предаде́ся, по четыре́х днех ты услы́шал еси́ Боже́ственный глас Дру́га твоего́, на гроб твой прише́дшаго: “Ла́заре, гряди́ вон!” И по гла́су сему́ ты а́бие из гро́ба возста́л еси́ и та́ко Вифа́нию возвесели́л еси́ и Ма́рфины и Мари́ины сле́зы утоли́л еси́, фарисе́и же и кни́жники, в ожесточе́нии серде́ц су́щих устраши́л еси́. Утоли́ же, святы́й дру́же Христо́в, и на́ши сле́зы, грех ра́ди на́ших пролива́емии, оживотвори́ на́ши ду́ши и телеса́, в возсмерде́нии страсте́й и нечисто́т грехо́вных су́щии, воздви́гни нас из гро́ба отчая́ния и лю́таго уны́ния, всех же нас изба́ви от ве́чныя сме́рти, я́коже и тебе́ Госпо́дь наш возста́ви от успе́ния сме́ртнаго. И умоли́ ми́лостиваго Бо́га, да сподо́бит нас прича́стницы бы́ти ве́чныя жи́зни, е́юже и ты по труде́х святи́тельства на о́строве Кри́тстем сам ны́не наслажда́ешися во оби́телех ра́йских, прославля́юще Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским
Тропарь преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 8
Я́ко свети́льницы, яви́стеся всесве́тлии/ в верте́пе Цари́цы Богома́тери,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,/ вы́ бо, кре́ст Христо́в на ра́мо взе́мше,/ усе́рдно тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ отону́дуже си́лами чуде́с обогати́стеся,/ те́м и мы́ любе́зно прибега́ем к ва́м и уми́льно глаго́лем:/ о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как светильники явились преяркие в пещерах Царицы Богоматери (в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря), преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, потому что вы, подняв крест Христов на свои плечи, смело последовали за Ним и приблизились в чистоте к Богу, от Того и обогатились силой чудотворений. Поэтому и мы с усердием прибегаем к вам и сокрушенно взываем: «О преподобные, молите Христа Бога о спасении душ наших».
Кондак преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 2
Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ кре́ст на ра́мо взе́мше,/ понесли́ есте́ Боже́ственне, вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́, в рука́х иму́ще кре́пко,/ победи́ли есте́ бесо́вския ополче́ния,/ те́м зове́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,// ве́рных удобре́ние.
Перевод: Пленив свои сердца любовью Христовой и Его крест подняв на свои плечи, вы понесли его, святые, вооружившись на невидимых врагов и имея непрестанную молитву, как копье в руках, победили вы бесовские ополчения. Потому взываем к Вам: «Радуйтесь преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, верующих украшение».
(Евр.12:28–13:8; Ин.11:1–45)
У кого есть Марфа трудолюбивая – всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, – внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь и воскресит Лазаря его – дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле бестелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом!
Один правоверный судья позвал в гости православного Авву, подвизавшегося в тех местах. Угостил его ужином и спросил: «Скажи мне, мудрый человек, вот я судья, я мусульманин и стараюсь жить по законам. Я честно сужу, не беру мзды, кормлю бедных, молюсь, соблюдаю посты. Выполняю всю волю Аллаха. Так неужели я не буду наследовать Царства?» Авва ответил: «Скажи мне, уважаемый, у тебя дети есть?» «Есть», – ответил судья.
«А слуги есть?»
«Есть и слуги конечно!»
«А скажи мне, кто слушает тебя лучше, слуги или дети?» – спросил старец. «Слуги, слуги лучше, они каждое мое слово ловят. Во всем угодить стараются. А дети часто строптивы, не слушают меня, своевольничают», – ответил судья. «А скажи мне, когда умирать станешь кому все свое добро оставишь, детям или слугам?» «Конечно, детям!» – воскликнул судья. «Вот так и с Царством. Ты можешь быть идеальным слугой, но наследство получит сын. А усыновление происходит только через Иисуса Христа...»
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 101. Таинство Елеосвящения.
Елеосвящение – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Оно также называется соборованием, потому что в идеале его должен совершать «собор» из семи священников (или в продолжение семи дней подряд).
Самое раннее свидетельство о Таинства Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова (Иак.5:14-16). Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты, указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни».
Как опознать болезнь, требующую соборования? Под тяжёлой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или скоро это произойдёт) и он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в Богослужениях и Таинствах Церкви. Тем христианам, что ещё могут передвигаться самостоятельно, могут участвовать в храмовом богослужении, уместно в «крепость, исцеле́ние, и здра́вие души́ же и те́ла» участвовать в Евхаристии.
Не стоит верить высказываниям про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании. Митрополит Макарий (Булгаков): «В древности Е. совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно». Прощаются не только забытые грехи, а вообще все, если человек участвовал в Таинстве Покаяния. В христианстве нет и не может быть автоматического прощения грехов без покаяния: ни от масла, ни от ледяной воды в проруби…
См. статью: Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?
Практические советы
У кого в храме можно спросить совета, если священник занят?
Спросите у свечницы в церковной лавке. В городских храмах должен быть катехизатор (ответственный за духовное образование прихожан), уточните как с ним связаться.
Если принципиально нужен совет священника, то посмотрите в расписании, когда в храме совершается Таинство Покаяния (исповедь). Исключите день воскресный, когда в храме максимальное количество молящихся. Подойдите в выбранное время, и, когда подойдёт Ваша очередь, скажите священнику, что требуется духовный совет. Он сам решит, сможет ли он ответить сразу или назначит время для встречи. Имейте в виду, что священников в современной России остро не хватает, старайтесь обращаться с духовно-практическими вопросами.
Если что-то не будет получаться, проявите настойчивость и ни на кого не обижайтесь. Если Вы пришли к Богу, то окружающие люди Вам помешать точно не смогут!